РОДИТЕЛЬСКИЕ СТЕРЕОТИПЫ
Во многом эти факторы обусловлены ( помимо материальных и прочих причин) еще и теми стереотипами воспитания, которыми руководствуются родители во взаимоотношениях с детьми.
Исследователи выделяют такие стереотипы:
1. Манипулирование ребенком в семье. Отношение к эмоциям и переживаниям ребенка как к совершенно не важному. Главное, чтобы было нормальное поведение.
2. Уверенность в хорошем знании себя и ребенка.
3. Очень негативное отношение родителей к словесной педагогике. При том, что родители совершенно не умеют пользоваться словом, но считают, что слово само по себе ничего не дает. Попробуйте пригласить родителей на беседу или лекцию по тем или иным проблемам в детском саду. В аудитории все же будет только группа «благополучных» родителей и не более того.
4. Уверенность в том, что доступен для понимания.
Родители убеждены в том, что они всегда знают и понимают ребенка лучше чем кто-либо другой. Хотя вот Лев Толстой когда-то сказал, что внутреннее я- есть тайна.
Бесспорно, любящий родитель желал бы видеть своего ребенка всегда всегда защищенным. Для этого есть семья, домашний очаг. И все же ребенок приходит в наш мир беззащитным , и большая часть его «шишек» - из той самой страны, которую взрослые идеализируют, как самую счастливую.
Детство- не только мир сказок, игр, восторгов, фантазий, волшебных желаний, это также мир, где копятся обиды, жалобы, слезы и страх. И кому же, как не родителям ослабить, смягчить вредные воздействия окружающего мира, найти уязвимое место ребенка и сделать не таким уязвимым. Чаще всего это место- общение. Климат в семья зависит полностью от родителей, от их эмоций. Климат в семье- индикатор того, как живется ребенку, что он чувствует, находясь рядом с родителями.
Родителям важно знать о возрастной подталивости ребенка к воздействиям членов семьи, о неизбежной подчиненности их контролю, что способствует ранней идентификации ребенка с родителями. Он невольно оценивает себя по меркам взрослых, применяет их стандарты к своей деятельности. Ребенок не только подражает действиям родителей, но и становится их «социальным портретом».
Жизнь ребенка связана с включением его в различные социальные группы (сверстки, соседи, взрослые), где каждый наделен своими индивидуальными чертами, а все вместе образуют социальную общность, в котором каждому ребенку предстоит наладить взаимоотношения. И если ребенку недоступна произвольная регуляция своего поведения, то различные предъявляемые организационные требования, могут оказаться для него непосильной нагрузкой, это поставит ребенка в невыгодное положение среди окружающих, а переживания в связи с этим привести к нервному срыву.
Поэтому облегчение процесса социальной адаптации во многом зависит от семьи, от родителей, которые должны активно способствовать психическому и физическому развитию ребенка и формированию у него навыков общения, доброжелательности.